Во время Второй мировой войны конструкторы предлагали множество необычных, нестандартных типов техники. Одним из таких проектов был «Быстроходный прыгающий танк-амфибия».
Этот «танк-амфибия» представлял собой промежуточное звено между шаротанками и интрациклами. Он был разработан в сентябре 1941 года инженерами московского завода № 381 И. О. Швалевым и Н. Г. Щербуком.
Авторы предлагали использовать быстроходный прыгающий танк-амфибию во взаимодействии с существующими танковыми соединениями и авиацией для противодействия танковым и моторизированным войскам немецкой армии. Предлагались следующие тактики:
«Отсутствие уязвимости со стороны гусениц, ограниченности скорости в передвижениях и возможности преодоления препятствий…, даёт возможность предлагаемому танку создавать более мощные кинжальные удары по всем родам войск противника.
Вышеуказанные свойства предлагаемого танка можно эффективно использовать как в обороне, так и в наступлении, в сочетании со всеми родами войск.
Есть все основания к созданию специальной группы прорыва вражеского фронта.
В зависимости от местности полей сражения тактика быстроходных прыгающих танков эффективно может поражать вражескую силу огнём вооружения и тараном инерционных сил как на степной местности, так и в ограниченных пространствах лесистой.
Новая боевая машина будет состоять из массивного обода планетарного зацепления, двух частей броневого корпуса, уплотнительного кольца герметичности и двух кольцевых опорных подшипников цилиндрического качения, соединённых с броневым корпусом.
Новая машина состоит из 6 частей, не включая внутреннего оборудования: двигатель, управление, вооружение, — а поэтому может быть экономично и быстро изготовлена в массовом производстве.
Быстроходность обеспечивается двигателем авиационного типа, позволяющего набирать скорость до 300 км/ч по автостраде.
Отсутствие гусениц и пневматики колёс обеспечивает неуязвимость предлагаемой боевой машины.
Прыгающие свойства на больших скоростях обеспечиваются двумя штоками, расположенными в центральной части по обе стороны бронемашины, работающими на принципе импульса от сжатого воздуха, создаваемого компактной компрессорной установкой внутри машины.
Управление и устойчивость танка обеспечивается на малых скоростях шарнирными костылями в количестве четырёх штук.
Управление и устойчивость на больших скоростях обеспечивается управлением авиационного типа.
Торможение нового бронетанка может происходить: гигроскопическое, механическое и откидными воздушными щитками.
Свойства амфибии обеспечиваются герметичностью корпуса и использованием движения обода на суше и на воде по принципу колёсной реакции ребристой части обода.
Устойчивость на воде обеспечивается пониженным центром тяжести над поверхностью жидкости, гироскопическим моментом обода и гироскопом.
Управление на водном пространстве можно производить костылями и рулём авиационного типа.
Подъём по пересечённой местности может производиться на любую крутизну, по касательной к подъёму по спирали на местности.
Вооружение танка может состоять из двух неподвижных, спаренных и скорострельных пушек и пулемётов, с прицелом всей машиной на поражаемый объект.
Дополнительно танк вооружается двумя подвижными неспаренными пулемётами, огнемётом.
Команда быстроходного прыгающего танка состоит из двух человек: водителя и стрелка-механика-радиста.
Вывод:
На основании всего изложенного можно сделать вывод о целесообразности создания быстроходных прыгающих танков (амфибий), как нового средства мощных броневых ударов по всем родам войск противника».
Этот проект представлял собой, по сути, не что иное, как бронированный интрацикл, обладающий возможностями кратковременного планирования в воздухе. Авторы этого быстроходного танка-амфибии подали заявку на получение авторского свидетельства и 3 июля 1941 года получили его. При этом Швалев и Щербук не скрывали, что проект не полностью оригинальный, а базируется на зарубежных публикациях. В качестве образца они взяли боевой интрацикл конструкции Анхеля Гарсии Гутиерреса, который был запатентован ещё в июне 1933 года. Основными отличиями советского аналога стало отсутствие колёс с обтекателями, а также наличие плоскостей-таранов и рулей авиационного типа.
Рассмотрение изобретения соответствующими органами произошло только в феврале 1942 года, а решение комиссии было вынесено только в июле 1943 года:
«Расчёты авторов технически неграмотны.
Авторы не учитывают следующее:
В момент начала прыжка колодки вступят в контакт с грунтом. Скорость их будет при этом равна нулю вследствие сопротивления грунта их перемещению в горизонтальном направлении.
Скорость движения центра тяжести всей машины в этот момент, по предположению авторов, будет равна 104 м/сек.
Вследствие этого возникнет опрокидывающий момент относительно точки опоры, действие которого выразится в том, что машина будет кувыркаться.
2. Если бы даже машина поднялась на высоту 7 метров, то при падении её на землю экипаж разбился бы.
Предлагаемая машина работать не будет.
Предложение нереально и не вносит никакого прогресса в танкостроение. Рассматривать его как что-либо серьёзное никак нельзя».
26 июля 1943 года бюро изобретений НКО проинформировало И. О. Швалева и Н. Г. Щебрука о том, что в выдаче авторского свидетельства отказано.